
- 153
ВИЗИТ ВЫСОКОГО ГОСТЯ
В минувшую субботу музей посетил ещё один высокий гость - митрополит Вятский и Слободской Марк. Визит был связан с приглашением принять участие в Проекте неслучайных встреч КОМПАС, на которое он ответил согласием.
В музее первым делом Его высокопреосвященство посетил выставку Рустема Садыкова «Север-Юг». Известно, что митрополит Марк не просто ценитель фотоискусства, но и сам много фотографирует, имеет опыт персональных выставок. С интересом была осмотрена и постоянная экспозиция музея.
В целом, о музеях мы в тот день говорили с владыкой много. По его мнению, музей даёт человеку возможность тактильного и зрительного восприятия исторического наследия, а экспонаты - это те зримые образы, к которым можно привязать свои знания. Поэтому музеи нужно поддерживать и развивать.
На встречу с митрополитом Вятским и Слободским Марком пришли ученики 10-х и 11-х классов многопрофильного лицея. Представившись, гость довольно подробно рассказал свою биографию, начав с самого раннего детства. И этот рассказ не был похож на те, что уже не раз звучали на наших встречах. Ведь здесь за каждым фактом биографии скрывалась причина принятия этим человеком самого главного решения в своей жизни – посвятить себя служению Богу.
Для начала, то ли в шутку, то ли всерьёз сказал, что у него было церковно-приходское воспитание, чем немало заинтриговал участников встречи. Разве такое было возможно в советское время?
Оказывается, школа №36, в которой учился владыка, располагалась на территории Зачатьевского монастыря и была одной из лучших школ Ленинского района Москвы. Она выделялась высоким уровнем военно-патриотического воспитания. В школе действовал Музей Боевой Славы, посвящённый 85 Гвардейскому Миномётному Двинскому комсомольскому полку. Здесь хранилось знамя полка. Ученики вели поиск ветеранов, ходили по местам боёв. Участвовал в этих походах и Алексей Тужиков, будущий архиерей Русской православной церкви. Нередко строительные работы на территории школы приводили к обнаружению старых захоронений. А ещё долгое время перед входом в монастырь лежали каменные саркофаги, которые как магнит притягивали детей. В общем, место во всех отношениях было особенным.
После школы учился в техникуме лёгкой промышленности, служил в армии, затем учился в финансово-экономическом институте. Занимался спортом. Но понимал, что это не его, хотелось более полной, более содержательной жизни. Одно время хотел даже вернуться в армию. Но вместо этого попал в воинство не земное, а церковное.
По благословению своего духовника поступил сначала в Духовную семинарию, затем в академию. Поступил с единственной целью – уйти в монастырь, потому что подвижническая жизнь и подвиг преподобного Сергия Радонежского стали для него с того момента настоящим примером, высотой, как монашеской жизни, так и политической деятельности. Современным молодым людям, которым имя Сергия Радонежского знакомо по урокам истории, было удивительно узнать, что в наше время примером в жизни может стать историческое лицо.
Рассказывая о себе, владыка в то же время постоянно обращался к присутствующим, давая им «направления для размышления». Например, подчеркнул, что современные технологии очень быстро меняют мир. И уже в недалёком будущем будет востребован тот человек, который в состоянии постоянно учиться, приобретать новые знания и уметь ими пользоваться. Поэтому нужно быть готовыми к постоянной учёбе и, конечно же, к внутреннему совершенствованию, чтобы иметь твёрдую основу, правильное отношение к тому, что происходит вокруг.
Вопросы, которые задавали Его высокопреосвященству участники встречи, были разнообразными. А ответы, которые они получали на свои вопросы, были глубокими по содержанию. Например, ответ на вопрос: «Бывает ли желание появляться в свете так, чтобы собеседники не знали, кто Вы есть на самом деле», привёл в конечном итоге к анализу понятий «уединение» и «одиночество».
А тема любви была подытожена таким советом: «Когда станете создавать свою семью, помните, что вы будете интересны друг другу, пока будете обогащать друг друга знаниями, внешним и внутренним миром. Когда человек богат внутренним миром, пока он этот мир не исчерпал, с ним интересно разговаривать. Остановка в развитии приведёт к распаду семьи. Поэтому всегда занимайтесь своим развитием и самосовершенствованием».
Поговорили также о свободе выбора, о том, кем стать и какими быть, о душе и куклах Барби, чудесах и испытаниях, правде и истине, книгах и мотоциклах, чужом и собственном мнении, о том, почему больные и немощные люди нужны нашему обществу и многом другом.
Среди недавно прочитанных книг Его высокопреосвященство назвал бестселлеры Клауса Шваба о четвёртой промышленной революции, а также книгу Бета Кемптона «Wabi Sabi. Японские секреты истинного счастья в неидеальном мире», которая не оставила равнодушными интеллектуалов во всём мире.
Встреча во всех отношениях получилась особенной. Впервые её участники спрашивали нас, когда можно будет послушать запись встречи, чтобы поразмышлять обо всём увиденном и услышанном. А незаданных вопросов осталось столько, что их вполне хватило бы ещё на несколько таких встреч.
В подготовке встречи и её проведении принимали участие ученики гимназии №1 Макар Кондаков и Ярослав Гагаринов. Автор проекта – Наталья Кондакова.
Елена Занайнова, главный хранитель фондов музейно-выставочного центра г. Кирово-Чепецка
.